« вернуться в раздел «Что написано пером...»


Игорь Борисенко. «Курьер». (Часть 1-я)

Радуйтесь, в полку графоманов прибыло! А значит, нам будет еще что почитать и над чем посмеяться в разделе «Что написано пером».

Издательство «АСТ» открыло свой очередной сборник «Фантастика 2002/2» повестью некого Игоря Борисенко «Курьер». Имя автора мне не знакомо, а потому рискну предположить, что данная повесть является его дебютом. И дебют, можно сказать, состоялся. Имя автора надолго засело в моей памяти, — ежели я еще когда и загляну на страницы его произведений, то лишь в надежде пополнить свою коллекцию ляпов. Много мне доводилось читать всевозможных глупостей, нелепостей и несуразностей, но повесть Борисенко бьет все рекорды. Сюжет прост до идиотизма. Некий безымянный агент непонятно какого ведомства прибывает на планету Арктурус с головой, забитой гигабайтами сверхсекретной информации, которую ему необходимо доставить по адресу, которого он сам не знает. Не успел наш герой присесть за столик в кафе, чтобы отведать местной кухни, — хобби у него такое, в свободное от работы время он составляет «Кулинарную книгу путешественника», — как подошел к нему некий тип и сообщил, что его, агента, то бишь, давно уже схватили местные спецслужбы и засунули его сознание в виртуальную реальность, чтобы выжать из него таким образом все секреты. И тут нашего агента начинает по-серьезному колбасить. Чтобы понять, насколько реальна окружающая действительность, он начинает крошить всех и вся, что попадается под руку...

Это краткий пересказ первой части повести. Осилить подобный бред в полном объеме в один присест физически невозможно. Однако, повесть замечательно не столько вымороченностью сюжета, сколько тем, что в ней нет ни одной правильно написанной фразы. Большинство из них блестяще звучат не сами по себе, а в контексте всего повествования, поэтому здесь я привожу только избранные цитаты.

Итак, начали:

«На его длинном лице не выражалась ни одна эмоция.»

«Я решительно вгляделся в меню, в которое пялился уже минут пять. Нижняя губа выпятилась, выражая крайне упорную работу мысли. <...> будто все мои мысли как раз в этой губе и сосредоточены. Насупившись, я поджал ее назад.»

«Лицо его перестало быть отстраненным, оно слегка нахмурилось.»

«Желудок заурчал, обнаружив аппетит.»

«Благодушное переваривание обеда вкупе с размышлениями не погасили моей внимательности. Когда желудок переваривает, а мозги размышляют, мои глаза по-прежнему смотрят по сторонам, и уши не перестают реагировать на звуки.»

«У него были взъерошенные волосы, вороватый взгляд и сжатые кулаки.»

«-Она очень реальная, эта реальность, — сказал человек.»

«В моем состоянии, с плавящимися от перегрузки мозгами, я не должен двигаться, чтобы совершенно случайно не привести их на место.»

«Вдруг мое тело само потянет по запрограммированному маршруту?»

«Грузовик вильнул задницей в паре сантиметров от моего носа.»

«Раздался скрежещущий удар»

«женская рука с ярко-белой кожей»

«Мои внутренности сковал холодок»

«Сейчас я поставлю укол, и вы будете в порядке.»

«Я похолодел от той мысли, что пришла мне в голову, но удержать ее в рамках уже не мог.»

«Мне показалось, я слышал тихий толчок пули»

«Я выронил пистолет наземь»

«В голове шумело, перед глазами летали разноцветные амебы, а мысли рассыпались вокруг.»

«Через некоторое время я вновь смог усваивать окружающую обстановку посредством зрения и слуха.»

«Едва он коснулся поверхности, наружу высунулись пистолеты.»

«Раздался многоголосый треск»

«Я видел, как промчавшаяся мимо стая пуль вгрызлась в бок грузовика. <...> По дороге некоторые из них пролетели сквозь жирное тело злосчастного водителя, заставив его совершить замысловатый танец, который состоял из переступания с ноги на ногу, с пятки на носок, и трясения всеми жировыми прослойками.»

«Водитель обливался кровью, хлынувшей у него изо рта, пропитавшей всю рубашку, уже собравшейся под агонизирующим телом в большую лужу.»

«Тут же меня перестала грызть совесть за торчащую из-под колеса руку.»

«Меня затолкали в заднюю дверь.»

«Я шумно засосал воздух, вызвав при этом резкую боль в сломанном носу.»

«Уверенность в нереальности окружающего мира снова стала понемногу сдавать под натиском паники и бьющейся в самой середине мозга мысли.»

«Я увидел часть лица с глазами.»

«Меня стукало разными частями тела о выступающие края убогого интерьера.»

«Я очнулся от новой встряски, не такой сильной, как первые две, и направленной снизу.»

«В крыше побежала трещина.»

«Я лежал, прислушиваясь к ноющим шишкам по всему телу, потом вдруг подумал о спасении жизни.»

«Неразборчивый звериный вопль.»

«Из окна <...> высунулась небритая рожа, сидевшая на укрытых грязной тряпкой плечах.»

«Увидеть подробности одежды и строения тела не удалось.»

«Жутко болела голова — вся целиком, не выделяя из себя особых ощущений для переносицы.»

«Я поднялся с топчана, разглядывая пистолеты в руках в свете горящего трупа.»

В конце мне хочется привести три короткие, но очень емкие цитаты все из той же повести, которые являются не иначе как пресловутыми оговорками по Фрейду:

«Ну все, хватит придумывать чепуху!»

«Каша какая-то в голове получается»

«Мозги — опасная игрушка»

Но это еще не все!

Поскольку творчество Игоря Борисенко не оставило меня равнодушным, я все же надеюсь, что мне удастся собраться с духом и дочитать повесть «Курьер» до конца. А, значит, продолжение следует...