«  вернуться в раздел «Информация к размышлению»

21 декабря 2003

Не жанровая литература, или Соответствует ли фантастика эстетическим параметрам?

Попалось мне не так давно в «Русском журнале» презабавнейшее интервью с главным редактором «Нового Мира» Андреем Василевским (http://www.russ.ru/krug/20031211_krit.html). Где среди прочего вот такой любопытный пассажик:

«А.В. Мы — всей предшествующей историей журнала — обречены на то, чтобы быть журналом „мейнстрима“, по возможности отсекать крайности, которые могли бы оскорбить или шокировать наших читателей. <...>

РЖ: Вы употребили слово „мейнстрим“. Меня всегда интересовало, почему мейнстримом у нас называется именно то, что называется. По каким критериям мы его выделяем? По тиражам?

А.В.: Нет, я говорю о каких-то эстетических параметрах. Прежде всего, это литература не коммерческая, не жанровая, не фантастика, не детектив — то, что иногда называют „серьезной“ литературой.»

Ну, как всем все понятно, или прокомментировать требуется? По-моему, господин А.В. и сам плохо понимает, что говорит. Хорошо, фантастику и детектив побоку, — к этому нам не привыкать. Но то, что фантастика уже не соответствует и неким «эстетическим параметрам», для меня явилось открытием. Любопытно было бы с этими параметрами ознакомиться. Хотя бы для того, чтобы знать на будущее, стоит им соответствовать или нет. Хорошо, с определениями «не фантастика» и «не детектив» все более или менее ясно, но что такое литература «не жанровая»? Тут я начинаю напрягать свои слабые мозги и думать. Получается, что каждое произведение, опубликованное в «Новом мире» настолько оригинально, что его нельзя отнести ни к одному из существующих направлений в мировой литературе? В таком случае, действительно, не остается ничего иного, как только собрать их всех вместе и назвать «серьезной» литературой. Между прочим, кавычки на слове «серьезной» поставил не я, а сам А.В. Видно, и его что-то во всем этом смущает. Быть может, то, что из разряда «серьезной» литературы придется выбросить все фантастические повести Гоголя? А заодно и Булгакова, который не только фантастику писал, но еще и переиздается такими тиражами, что любой из ныне живущих фантастов ему позавидует? Да и сам Лев Толстой взял и оскоромился, написав толстенную книжку «Войну и Мир», которая аккуратненько так ложится в рамки жанра исторического романа? Видно все они были очень уж «не серьезными» ребятами.

Определение «не коммерческая», что и говорить, звучит гордо и почти возвышенно. Но стоит вспомнить, что в переводе на русский язык это означает «не продающаяся», как сразу весь пафос улетучивается. Сегодня, если книга не продается, значит, ее никто не читает. Остается только пожелать удачи всем тем, кто пытается что-то нарыть за рамками жанров и вне досягаемости коммерции, руководствуясь только своими, никому неизвестными «эстетическими параметрами». Но почему-то сразу приходят на память слова, сказанные старым, мудрым пиратом Джоном Сильвером своим дружкам, пытавшимся отыскать в яме сокровища, которые давно уже кто-то унес:

— Копайте, ребята, копайте, может и найдете пару желудей.

С чего бы вдруг?


Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin