« вернуться в «Азбуку начинающего автора»
В каждой книге долждна быть мораль; и, что гораздо важне, критики давно уже обнаружили, что в каждой книге она есть. Не так давно Филипп Меланхтон написал комментарии к «Войне мышей и лягушек», где доказал, что целью поэта было возбудить отвращение к мятежу. Пьер Ла Сен пошел дальше, заявив, что поэт имел намерение внушить молодым людям, что в еде и питье следуе соблюдать умеренность. Точно таким же образом Якобус Гюго утверждает, ч то в лице Эвнея Гомер изобразил Жана Кальвина, в Антиное — Мартина Лютера, в лотофагах — вообще протестантов, а в гарпиях — голландцев. Новейшие наши схоласты столь же прониательны. Эти молодцы находят скрытый смысл в «Допотопных», нравоучение в «Поухатане», новую философию в «Робине-Бобине» и трансцендентализм в «Мальчике с пальчике». Словом, они доказали, что если уж кто-нибудь берется за перо, то обязательно с самыми глубокими мыслями. Так что авторам теперь не о чем беспокоиться. Романист, к примеру, может совершенно не думать о морали. Она в книге есть — где именно, неизвестно, но есть, — а в остальном, пусть критики и мораль позаботятся о себе сами. А когда пробьет час, все, что хотел сказать этот господин (я имею в виду, конечно, романиста), и все, чего он не хотел сказать, все предстанет на суд в «Дайеле» или в «Даун-Истере», равно как и то, что он доолжен был хотеть, и то, что он явно собирался хотеть, — словом, в конце концов, все будет в порядке.

Эдгар По «Не закладывай черту своей головы»

Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin