« вернуться в «Азбуку начинающего автора»

Шутки шутками, но техника создания автографа вовсе не так проста, как может показаться. А подойдя к этому процессу творчески, можно превратить автограф в подлинное искусство. Мне, к сожалению, так и не удалось достичь в этом искусстве вершин подлинного мастерства, и я до сих пор с уважением и некоторой завистью смотрю на тех, кто способен, задумавшись всего лишь на секунду-другую, легко и изящно подписать свою книгу.

Немаловажную роль в технике создания автографа имеет почерк автора. Даже очень красивые и нужные слова, написанные мелкими, как бисер буковками где-то в уголке странички, не произведут должного впечатления. С другой стороны, слишком размашистый почерк может помешать автору полностью развить и закончить свою мысль, поскольку пространство для письма в данном случае строго ограничено. Надпись, сделанная неразборчивым почерком, скорее всего, вызовет раздражение у того, кто будет пытаться ее прочитать, в то время, как чрезмерно аккуратное написание каждой буквы может вызвать подозрение, что автор принимает человеку, попросившего у него автограф, за идиота, способного читать только печатные буквы. Итак, резюмируя все вышесказанное, приходим к выводу, что почерк автора, решившего подписать книгу, должен быть широким, но не размашистым, и корявым настолько, чтобы с некоторым усилием его все же можно было разобрать.

Помимо почерка необходимо работать и над подписью, как таковой. Унылая закорючка вряд ли вдохновит читателя на покупку следующей книги автора. А вот красивая подпись с замысловатыми завитками и лихо торчащими во все стороны палочками, пересекающая страницу наискосок, может избавить автора от необходимости придумывать памятную надпись.

Да, памятная надпись, сопровождающая автограф, так же требует от исполнителя немалого мастерства. Можно, конечно, ограничиться стандартной фразой вроде «С наилучшими пожеланиями» или «На добрую память», но куда красивее ввернуть что-нибудь эдакое, что задело бы за живое именно того человека, которому вы подписываете книгу. А для этого, скажу я вам, требуется быть неплохим психологом. Как-то раз я с восторгом наблюдал за автором, который в течении часа подписывал книги читателям и при этом ни разу не повторился. Для того чтобы придумать нужную фразу, ему было достаточно взглянуть на человека, протянувшего ему книгу на подпись, и перекинуться с ним одной-двумя фразами.

Ну, а наивысший пилотаж, это когда удается включить в дарственную надпись название книги. Причем, не написав его заново, а аккуратно выведя строку на уже напечатанный заголовок.

Вот такая непростая история с этими автографами.

Хотя я сам, признаюсь, не люблю, когда пишут в книгах. Даже если это делает сам автор. В конце концов, у него ведь была возможность сказать все, что он хочет, на страницах книги!

04.12.2004.

Автор: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin