« вернуться к списку статей и интервью

 

«Если». — 2002 г. — No 8. — с. 297




1. Какую музыку вы слушаете?

Свои музыкальные пристрастия я бы определил, как традиционные для моего поколения — классический хард-рок, блюз, джаз, джаз-рок, прогрессив. Любимых исполнителей назвать затрудняюсь, — их очень много. Но обычно всегда под рукой есть диски Led Zeppelin, Janis Joplin, King Crimson, Yes, John McLaughlin, Miles Davis, Charlie Parker, Peter Hammill, Marillion, Camel, Rush.

2. Литературные произведения нередко служат источником вдохновения для музыкантов. А как насчет обратного процесса?

Когда работаю над первым черновиком: непременно слушаю музыку — что-нибудь хорошо знакомое. Здорово помогает не только отключиться от посторонних шумов, но и поймать нужное настроение для будущей книги. Иногда, начиная работать, меняешь с десяток дисков различных исполнителей, но — все не то! И вдруг находишь то единственное звучание, которое идеально соответствует тому, что ты собираешься написать.

3. Вы выделяете для себя такое явление, как «фантастическая музыка»?

Выделять «фантастическую» музыку в отдельное направление я бы, наверное, не стал. Фантастика в музыке является, прежде всего, сюжетообразующим стержнем, который музыкант использует для того, чтобы придать зримые, узнаваемые формы абстрактному музыкальному творению, тем самым делая его проще для восприятие. В то же время это и новая форма прочтения литературного произведения, по мотивам которого написана музыка. И мне, например, было интересно взглянуть на «Машину времени» Уэллса и «Я, робот» Азимова глазами Алана Парсона или «прочитать» «1984» Оруэлла так, как предложил это Рик Уэйкман.