Юлиус » Пн май 27, 2019 11:08 am
Добрый день!
Мое знакомство с творчеством Алексея Калугина началось с небольшого рассказа «Кактус», прочитанного на радиостанции «Себеряный дождь» в программе «Модель для сборки». После этого начались поиски книг, что оказалось не так-то просто: многие книги не переиздавались и найти их было трудно даже в Интернете. Так, например, книгу «Там. Город крыс» я откопал на распродаже нашей Иркутской книжной сети «ПродалитЪ», когда книготорговцы решили освободить складские пространства и высыпали на прилавки все свои непроданные закрома с соблазнительными скидками.
Что мне так нравится в книгах Алексея Калугина.
Их интересно читать! Должно быть это самый расплывчатый критерий из возможных, но это не мешает ему быть основополагающим. Нет ощущения одноразовости и поверхностности: мир каждой книги многослоен как «наполеон», который торт. Нет однозначного деления на плохих и хороших, как и в жизни. У каждого героя своя правда и свои скелеты под кроватью. Незаурядность подачи очередного сюжетного поворота и богатый русский язык. Много еще неприметных мелочей, которые, делают книгу очень даже неплохой на вкус. Приятно иногда перелистать что-нибудь из давно прочитанного, "Снежную слепоту" или "Резервацию", да и со сборником рассказов можно очень хорошо провести вечер.
Что не нравится. С первой же книги я понял что их автор атеист. Но зачастую Алексей настолько неуместно пытается это продемонстрировать, вставляя свою «подколку» христианству (кстати, почему именно на нем свет клином сошелся?) там, где это никак сюжетно не обоснованно, т.е. так, на пустом месте. При этом «подколка» имеет вид даже не авторского расуждения, а, скорее, агрессивного оскорбления, брошенного походу, что совсем не в духе и не в стилистике Калугина. Взять хотя бы сравнение Христа с гимнастом – ну, не Ваш это уровень, Алексей! Да, я помню этот пошлый анекдот про нового русского - в детстве мы все были дураками и чего только не собирали по помойкам незатейливого юмора! Но это не то, совсем не то - плоско и грубо, фу! Я вычеркнул это из книги и убедил себя в том, что это написал не Калугин (а поскольку автор пишет лишь половину книги, а вторую додумывает читатель, то я вполне законно воспользовался этим правом) Другие моменты тоже были за гранью фола: бывает, прочтешь и спрашиваешь себя "зачем это здесь: так грубо и некрасиво?"
Сейчас дочитываю вторую книгу городов под парусами – наконец-то получил посылку с трилогией. Интересно очень! Но в душе рождается неизменный вопрос: мир настолько глубокий и продуманный, в нем столько простора для повествования и исследования, а осталось прочитать полторы книги. Неужели на этом будет все? Я уже вижу, как в самый интересный момент в книге появится издательская надпись «..и жили потом все долго и счастливо. Конец». Судя по, увы, грустному тиражу в 2000 экземпляров, издатель уже вознамерился сделать это. Столько зарубленных на корню миров! Варварство, рекины вас раздери! Взять хотя бы «Переговорщика».
Может быть Калугину стоит самому печатать книги в типографии и продавать через Интернет?! – есть масса примеров такой схемы. Плюсы налицо: автор сам решает, что и как писать, получает всю сумму за проданный экземпляр, может придумывать свои плюшки при продаже книг (например, номеровать экземпляры или писать автографы). Я с удовольствием бы покупал книги с личного сайта писателя, изданные им самим, и готов платить за это бОльшие деньги, чем в книжном магазине.