Мне кажется, что, во-первых, все зависит от того, какую цель ставят перед собой создатели фильма. Скажем, предельно достоверная историческая реконструкция тех или иных исторических событий - это одно. А боевик или мелодрама в историческом антураже - совсем другое. Скажем, мне понравились фильмы Ридли Скотта "Гладиатор" и "Робин Гуд", хотя с исторической достоверностью там, мягко говоря, не очень, потому что это фильм не о том, как делалась история и создавалось то-то и то-то, а просто фильмы про брутальных мужиков. А вот фильм "Аноним" мне не понравился, потому что там-то как раз создатели упорно пытались втюхать мне свой псевдоитсорический бред за истину в последней инстанции.
Во-вторых, любой фильм на историческую тему, это в той или иной мере фантастика. Потом что, что там было на самом деле мы не знаем и, по всей видимости, никогда не узнаем. Все исторические концепции, опираясь на факты, тем не менее, базируются на домыслах и предположениях. И чем дальше в глубь веко - тем меньше фактов и больше домыслов. О чем реально говорили между собой Иван Грозный и митрополит Филипп и чего они там не поделили - этого мы уже никогда не узнаем. Если не будет когда-нибудь изобретена машина времени
.
О есть, по -моему, при создании любого исторического произведения, будь то книга, фильм или спектакль, главное - не сносить некие реперные точки, которые и есть суть исторической достоверности. То есть, если ты хочешь опровергнуть некий исторически факт, изволь сделать это, опираясь на столь же неопровержимые факты и доводы, а не потому, что "мне так хочется".
Упомянутый Вами "Царь", на мой взгляд, является одним из лучших отечественных исторических фильмов, рядом с которым можно поставить только "Андрея Рублева".
Хотел было назвать еще и того же "Ивана Грозного" Эйзенштейна, но, вспомнил его же "Александра Невского", почесал репу и решил, что надо бы сначала пересмотреть фильм.