К некоторым авторам у меня большие вопросы
Буквально на днях прочитал небезызвестную книгу Льва Николаевича Толстого "Крейерова соната". Тут следует упомянуть, что читаю я с электронной книги (да, у меня дома есть полное собрание сочинений Толстого, но я за много тысяч километров от дома, так что вот). И это самое устройство, прекрасно пахавшее на последней "прошивке", радуя меня Набоковым и прекрасно пашет сейчас, который день не повисая на Дивове -- почему-то смертельно зависало на "Крейцеровой сонате". Да так, что реагировать на нажатие кнопок книжка начинала только полежав сутки с вытащенным аккумулятором. Так вот, как известно экрану на "электронных чернилах" не нужна энергия, чтобы поддерживать изображение, и в "повисшем" состоянии устройство показывает только то, что оно успевало нарисовать до "потери сознания". Поэтому первую и несколько последующих страниц я прочитал по многу раз. Давайте посмотрим на самый первый абзац, написанный классиком:
"Это было ранней весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон входили и
выходили едущие на короткие расстояния, но трое ехало, так же как и я, с
самого места отхода поезда: некрасивая и немолодая дама, курящая, с
измученным лицом, в полу мужском пальто и шапочке, ее знакомый,
разговорчивый человек лет сорока, с аккуратными новыми вещами, и еще
державшийся особняком небольшого роста господин с порывистыми движениями,
еще не старый, но с очевидно преждевременно поседевшими курчавыми волосами и
с необыкновенно блестящими глазами, быстро перебегавшими с предмета на
предмет. "
Ну и что это? За три однокоренных слова на две строчки сейчас начинающего писателя побьют на любом литсеминаре. Далее в тексте нас ждут "измученное лицо в полумужском пальто" и классические "бегающие глаза". В целом текст -- ужасный. Но это уже давно Святослав Логинов разбомбил публично и шумно. Но если в "Войне и мире" нас ждало немало отлично написанных и убедительнейших персонажей, то здесь они вроде как тоже появляются (или начинают появляться), но текст то и дело срывается в зануднейшие монологи (в которых здравый смысл ещё поискать), текст выстроен как рассказ внутри рассказа, причём рассказчик нужен только за тем, чтобы "отбивать подачи" второго рассказчика.
В общем, это настолько сомнительно, коряво и натужно, что я бы, пожалуй, с большей охотой порекомендовал школьнику читать "Сталкера"
Я уж не говорю про настоящих мастеров психологической прозы, которые действительно могут показать отношения мужчины и женщины (несколько книг Фаулза), а не читать про них муторные морали.
К Пушкину и Гоголю у меня таких вопросов нет
Но из школы я бы убрал процентов 90 материала. Но что проходить в школе -- это совсем другая тема.