Праздник (2019)

Праздник

Ну, давайте по порядку.

Первое. Этот фильм собирались в кинотеатрах показывать? Нет, вы серьезно? Вот это действительно смешно! В советские времена существовало такое понятие, как телеспектакль. То есть, несколько актеров разыгрывали какую-то не особо замысловатую пьеску в простеньких интерьерах. Снималось все это, как правило, одной камерой, звук записывался прямо во время съемки. А основная задача режиссера сводилась к тому, чтобы уложиться в минимальное число дублей. И никому бы никогда не пришло в голову показывать сей чисто телевизионный продукт в кинотеатре. Зритель или зрительница во время просмотра телеспектакля могли спокойно хлебать щи, разгадывать кроссворд, вышивать или вязать шарф, краем глаза время от время поглядывая на экран и не заботясь особо о том, чтобы не пропустить ни одной реплики персонажей. Буржуи же подобные фильмы категории «С»  даже по телеку не показывали, а сразу выпускали на видео — если сделать красивую обложку, кто-то мог и купить.

«Праздник» — это телеспектакль. Снятый вполне профессионально, но ни по каким параметрам не выходящий за рамки жанра. Две комнаты, шесть персонажей, минимум декораций и разговоры, разговоры, разговоры. Выбранной форме вполне соответствует и игра актеров. Никто из них даже не пытается блеснут мастерством, а лишь, как в футболе, отрабатывает стандартные положения. Поэтому, даже когда персонаж падает в обморок, в голове дзинькает колокольчик: Не верю!

Второе. Говорите, комедия? Ну, не знаю… Может, это я такой тупой, но за весь фильм я даже ни разу не улыбнулся. Для того, чтобы фильм, состоящий из одних разговоров, сделать смешным, требуется мастерская игра актеров (о которой уже было сказано выше) и блестящие, остроумные диалоги. Со всем перечисленным в фильме большие проблемы. Самые смешные шутки на тему, успеет ли бабушка покакать до Нового года или нет.

А для драмы катастрофически на хватает подлинного накала страстей, боли и злости. Все в этом фильме невообразимо плоско и пресно. Ну, может быть, только временами кисло.

Третье. О чем, собственно, собирался поведать нам режиссер? О том, что советская номенклатура жила не так, как обычные люди? Так об этом все были в курсе еще в советские времена. Что дальше? А вот дальнейшее — молчание. Сказать-то больше, как оказывается, нечего. До высот германовского «Хрусталева» «Празднику» — как до Луны на рогозинской ракете. И получается в результате история о том, как одна номенклатурная семья праздновала Новый год. Вялая и скучная.

Ну, и, наконец, самое главное. Как я понимаю, выбрав местом действия блокадный Ленинград, режиссер тем самым хотел драматизировать ситуации. Но даже это не сработала. Поскольку тема войны и блокады оказалась отжата не на второй и даже не на третий, а на четвертый, пятый планы. Вся история крутиться исключительно вокруг семейных проблем наших дорогих номенклатурщиков. И, самое главное, вокруг бабушки, которая никак не может покакать. С минимальными купюрами по тексту эту пьесу можно запросто ставить в любых интерьерах, соответствующих любой эпохе и любому времени. И вовсе не потому, что сценарист, подобно Шекспиру, создал универсальную история, а как раз потому, что истории никакой нет. Фильм, не смотря на все потуги режиссера, ну, никак не выходит на какой-либо мало-мальски значимый уровень. Телеспектакль — он и есть телеспектакль. Не стоит ждать от него того, чего в нем просто не может быть.

Одного не пойму, из-за чего Минкульт истерику устроил? Что это было? Демонстрация непросыхающей глупости? Или спланированная пиар-акция?


Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin

Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.